Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. Поэтому система информационной безопасности образовательного учреждения должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены школы и института любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся в заведениях среднего полного общего и высшего образования.
Информационная безопасность
Документы не выбраны
→ Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации»(вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)
→ Федеральный закон РФ № 149 ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
→Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных»
→ Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»
→ Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
→ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
→ Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы.
→ Методические рекомендации №01-15/1527 от 21.04.2016 г. Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернетпространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всѐм мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объѐмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
- школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
- ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
- лучше работать за компьютером в первой половине дня;
- комната должна быть хорошо освещена;
- при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
- расстояние от глаз до монитора – 60 см; периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программнотехническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа
«Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс
«Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и
учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_ it.pdf
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kidssocial.aspx, http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.
Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research.
В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учѐта возрастных особенностей учащихся.
http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_2 9_yanvarya_2014_g/print.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:
- познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
- рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
- убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
- объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
- убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
- ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:
- Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
- Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
- Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
- Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.
- Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся.
Для учащихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды учащихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в
Интернете». http://www.mindmeister.com/ru/12485180/
Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.
Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.
Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт, где можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.
Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru.
Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:
- Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
- Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
- Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
- Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
- Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.
Нормативная правовая база
- Указ Президента Российской Федерации от 06.12 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ).
- Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационных сетях.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.13 № НТ-
1338/08.
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
- http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
- http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
- http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
- Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается
сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
- Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков на сайте
Министерства образования и науки Республики
Татарстан: http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm
- http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайнконсультирование по вопросам кибербезопасности сетевой
безопасности
- http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
- Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
- Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
- Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
- Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
Родители должны научить своего ребенка правилам безопасного использования Интернета!
«Ребенок дома, за компьютером - значит, все в порядке, он в безопасности». Так считают многие родители. И ошибаются. Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице. Через мониторы компьютеров угроз на них обрушивается отнюдь не меньше.
Одна из опасностей - кибербулинг - запугивание, психологический и физический террор - до чувства страха и подчинения. В Интернете насилие такого рода не редкость, как и различный агрессивный и нежелательный контент, мошенничество, сексуальное домогательство. Конечно, Интернет не только источник угроз, он открывает большие возможности для общения и саморазвития. Чтобы Интернет приносил пользу, а не вред, родителям необходимо научить детей правилам безопасного пользования Сетью так же, как они учат их не переходить дорогу на красный свет. Во время круглого стола "Безопасный Интернет", проходившего 05.02.2019 в Рязани, были выделены 4 правила для родителей:
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине:
Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. еседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:
Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.
Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms, во избежание потери денег.
Составьте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.
Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.
Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваши сын или дочь.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и интернет-грамотности, например: посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете. (по материалам Ольги Дубровиной "Учительская газета").
Информационная памятка
Информационная памятка для родителей (законных представителей) обучающихся
"Азбука цифрового мира"
Азбука цифрового мира. Увлекательные комиксы, специализированные тренажёры и интересные игры!
Полезные ссылки:
Детям до 10 лет:
Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского - Лаборатория Касперского подготовила брошюру для учеников младших классов "Азбука информационной безопасности".
http://www.smeshariki.ru/parents#3 - советы от Смешариков: об осторожном поведении в интернет-игре.
https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/ -мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты".
https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/ - анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.
http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html - сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.
http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru - интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов.
http://www.spas-extreme.ru/themes/internet_bezopasnost - Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим.
Детям от 11 до 14 лет:
https://www.edu.yar.ru/azbuka/ - Азбука цифрового мира.
http://i-deti.org/comic/ - комиксы «Приключение Степы в Интернете».
http://i-deti.org/video/ - подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
http://www.saferunet.ru/teenager/ - Центр безопасного интернета в России: подросткам.
https://stepik.org/course/191/ - онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying - ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибер-маршрут. Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет.
Медиаграмотность
Часть 1. Как жить в медиамире. Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом, и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.
Детям от 15 до 18 лет:
https://www.edu.yar.ru/azbuka/ - Азбука цифрового мира.
Цифровая карта безопасности школьника - проект, созданный учеником 11 класса из Ханты-Мансийского АО Тимуром Якшимбетовым при поддержке портала Проектория и компании Group-IB.
http://персональныеданные.дети/ - база материалов в виде правил, презентаций, тестов и игр, объясняющих важность сохранности личной информации при использовании цифровых технологий.
http://www.saferunet.ru/teenager/ - Центр безопасного интернета в России: подросткам.
http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying - ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибер-маршрут. Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет.
https://stepik.org/course/191/ - онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности обучающихся:
Единый урок по безопасности в сети Интернет
"Подросток и закон"
Баннер акции «Мы – ЗА безопасный Интернет»
Участниками Интернет-акции «Мы – ЗА безопасный Интернет» могут стать образовательные организации, детские и молодежные клубы и объединения, а также каждый неравнодушный пользователь сети Интернет.
Презентация для детей 9-11 лет по вопросам защиты персональных данных.
Презентация для детей 12-14 лет по вопросам защиты персональных данных.
Подготовлены Центральным аппаратом Роскомнадзора.
Видеоролик о защите детских персональных данных.
Портал Персональныеданные.дети
Правила безопасности в сети Интернет для тебя и твоих друзей
Буклет Роскомнадзора
Список безопасных детских сайтов (по данным Лаборатории Касперского)
Сайт | Описание | Возраст | Реклама |
Для самых маленьких. На этих сайтах дети могут производить какие-то действия вполне самостоятельно, без родителей, или с минимальной помощью. | |||
http://zakraski.ru/ | Сайт для онлайн-раскрашивания картинок. Большая база изображений, простой интерфейс, яркий дизайн. | 0–5 | Да |
http://cheep-cheep.ru/ | Образовательно-развлекательный проект для малышей и их родителей. Имеются интересные обучающие мультфильмы и раскраски, которые можно распечатать для малыша. Единственный минус — при клике по ссылке на мультфильм совершается переход на канал YouTube, где обязателен контроль со стороны родителей или специальных программ. |
0–5, Родители | Нет |
http://mults.info/ | Каталог короткометражных мультфильмов и ссылка на каталог аудиосказок. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.playlandia.ru/ | Развивающие игры для детсадовского и младшего школьного возраста. Сайт содержит кучу обучающих игр, но немного излишне ярок. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://minimelody.ru/ | Коллекция текстов песен, аудиосказок и музыки для малышей. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://игрыдлядетей24.рф/ | Коллекция игр разных жанров — от «убийц времени» до развивающих игр для дошколят. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://igraem.pro/ | Коллекция игр для самых маленьких. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://345-games.ru/ | Развлекательный портал для детсадовцев. Здесь можно найти игры для малышей от 3 лет, а также посмотреть мультфильмы и видео. | 0–5, 6–11 |
Да |
https://iqsha.ru/ | Ресурс для самостоятельного онлайн-обучения. Ведет статистику успехов, отправляет отчеты родителям. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://klipariki.net/ | Различные видеоматериалы для малышей: мультфильмы, музыка из фильмов и т.д. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.karusel-tv.ru/ | Сайт детского телеканала «Карусель». Здесь можно посмотреть уже вышедшие передачи и мультфильмы и поиграть в игры. Сайт очень красочный, придется по вкусу как дошколятам, так и детям младшего школьного возраста. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://www.god-kot.ru/ | Сайт анимационного мини-сериала про кота. Понравится самым маленьким пользователям. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://smiletv.org/ | Сайт детского телеканала «Улыбка ребенка». Большая коллекция передач и мультфильмов для детей разного возраста. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.chitaikin.ru/ | Коллекция книг, сказок и стихов для детей. Есть также немного игр, мультфильмов и справочной информации. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.fixiki.ru/ | Сайт фиксиков. Здесь можно участвовать в конкурсах, узнавать новости о фиксиках и их мультфильмах, а также смотреть их. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://rebzi.ru/ | Игры для самых маленьких, которыми, судя по сообщениям на странице, интересуются и младшие школьники. | 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.igraemsa.ru/ | Каталог игр для самых маленьких | 0–5, 6–11 |
Да |
http://disney.ru/ | Официальный сайт студии Диснея. Здесь можно узнать информацию о персонажах и вышедших фильмах, поиграть и посмотреть короткометражные мультфильмы. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://detkam.e-papa.ru/ | Международный проект. Контент, который содержится на странице, немногочислен, но разнообразен. Минус: один из разделов сайта написан белым по желтому, что делает его плохо читаемым. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://www.tiji.ru/ | Русифицированная версия сайта одного из ведущих французских телеканалов для самых маленьких. Содержит занимательные материалы для образования и развлечения. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://flyani.ru/ | Ресурс благотворительного мультфильма. На самом деле мультфильмов два: один для дошколят, другой для младших школьников. | 0–5, 6–11 |
Нет |
http://ladushki.ru/ | Развлекательно-познавательный сайт для малышей. Содержит простые обучающие игры и мультфильмы, позволяющие изучить счет и чтение и немного порисовать. | 0–5, 6–11, Родители |
Нет |
http://www.brixbrum.ru/ | Детский портал для родителей или тех, кто уже умеет читать. Раздел для самых маленьких найти сложно, но, возможно, дети, любящие творчество, заинтересуются содержанием. | 0–5, 6–11, Родители |
Нет |
http://igrymalysham.ru/ | Сайт, в основном представляющий собой коллекцию игр для малышей, но имеющий также раздел для родителей. | 0–5, 6–11, Родители |
Да |
http://www.deti.fm/ | Страничка детского радио, где можно узнавать новости и слушать эфир. | 0–5, 6–11, Родители |
Нет |
http://lukoshko.net/ | Электронная библиотека, разделенная на несколько разделов. Будет интересна для родителей самых маленьких и для детей постарше. Набор авторов и произведений довольно традиционный. | 0–5, 6–11, Родители |
Да |
Для младших школьников | |||
http://mirchar.ru/ | Детская социальная онлайн-игра про животных. В нее встроены мини-игры, есть возможность общаться с другими игроками и улучшать своего зверя. Есть внутренние покупки. | 6–11 | Нет |
http://www.shararam.ru/ | Социальная игра для самых маленьких. По заверениям администрации, строго модерируется. Содержит массу встроенных игр и развлечений, а также возможностей потратить реальные деньги на виртуальных смешариков. | 6–11 | Да |
http://murzilka.org/ | Страница детского журнала «Мурзилка». Здесь размещаются фрагменты печатного издания. Будет интересно почитать младшему школьнику. Кроме того, здесь есть онлайн-игры и инструкции для разных офлайн-активностей. | 6–11 | Нет |
http://www.juja.ru | Сайт ежедневной сказки о Жуже — интересное чтение для дошкольников или учащихся младшей школы. | 6–11 | Да |
http://klepa.ru/ | Сайт детского журнала «Клепа». Будет интересен школьникам как для развлечения, так и для получения интересных данных для школьных проектов. | 6–11 | Нет |
http://www.razumeykin.ru/ | Сайт с обучающими заданиями в игровой форме. Задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста, служащие для подготовки к учебе и расширения кругозора. Часть заданий можно выполнить в демонстрационном режиме, но полный доступ потребует оплаты. | 6–11 | Нет |
http://mishutka.com/ | Сайт журнала «Мишутка» и других изданий, выпускаемых издательством «Минар». Будет интересен и полезен младшим школьникам. | 6–11 | Нет |
http://nachalka.info/ | Ресурс с заданиями для практики и расширения знаний учеников младшей школы. Платный. | 6–11 | Нет |
Для школьников | |||
http://goodnewsanimal.ru/ | Портал, собирающий позитивные новости о животных. Будет интересен как источник информации для различных работ учащихся или просто как занимательное чтение. | 6–11, 12–16 |
|
http://dinoinfo.ru/ | Все, что ваш ребенок хотел знать о динозаврах и других древних животных, но не знал, у кого спросить. Есть даже страничка с фильмами и мультиками на соответствующую тему. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://www.animals-wild.ru/ | Ресурс с информацией и новостями о разных животных, что-то вроде энциклопедии. Будет полезен школьникам для учебных проектов и интересен детям, увлекающимся природой. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://www.mir.pravo.by/ | Сайт создан по инициативе администрации президента Республики Беларусь. Он рассказывает о правовых вопросах в игровой форме. | 6–11, 12–16 |
Нет |
http://www.art-urok.ru/ | Детская энциклопедия искусств, будет полезна детям, интересующимся рисованием и живописью. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://www.zoofirma.ru/ | Сайт, посвященный животным. Тут публикуются как энциклопедические справки, так и новости и просто веселые картинки по теме. Незаменим для подготовки школьных проектов. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://igravshashki.ru/ | Собрание различных вариантов компьютерной игры в шашки. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://talantikus.ru/ | Сайт, позволяющий ребенку поучаствовать в «блиц-олимпиадах» и незамедлительно узнать результат. | 6–11, 12–16 |
Нет |
http://www.dddgazeta.ru/ | Ресурс, посвященный детской безопасности на дорогах. Будет полезен для самостоятельного изучения правил дорожного движения. | 6–11, 12–16 |
Нет |
http://www.youloveit.ru/ | Развлекательный портал для девочек. Игры, видео и масса разнообразной информации по интересующим их темам. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://pustunchik.ua/ | Украинский портал с русской версией. Содержит разнообразнейший контент для детей разного возраста — от несложных игр и мультфильмов до тестов для девочек-подростков. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://www.filipoc.ru/ | Онлайн-журнал для школьников. Здесь собраны разнообразные статьи на темы, которые могут быть интересны и полезны ребятам в возрасте от 7 до 15 лет. Есть и развлекательный раздел, с кроссвордами, ребусами и головоломками. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://children.kulichki.net/ | Очень пестрый каталог детских браузерных игр, рассчитанных на школьников. Ориентирован в большей степени на развлечение, нежели на образование. | 6–11, 12–16 |
Да |
http://kids.kremlin.ru/ | Сайт о государственном устройстве России, будет интересен и полезен для выполнения различных проектов учащимся школы. | 6–11, 12–16 |
Нет |
http://melniza.net/ | Сайт создан при поддержке министерства культуры Новосибирской области, позиционируется как портал для «детей от 7 до 107 лет». В разделе «Смастерить» есть задания для выполнения совместно с родителями. | 6–11, 12–16 |
Нет |
http://journal-shkolniku.ru/ | Сайт познавательного журнала. Содержит массу интересных статей, которые могут быть полезны для различных школьных проектов. | 6–11, 12–16 |
|
http://uplift.io/ | Ресурс с играми на логику, память, внимание, знание ряда конкретных областей. Некоторые игры будут интересны уже с дошкольного возраста, другие только для подростков, но все понравятся родителям. | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://pro100hobbi.ru/ | На сайте агрегируется информация о различных мастер-классах и хобби, выкладываются разнообразнейшие инструкции по созданию разных необычных вещей своими руками. | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://detmagazin.ucoz.ru/ | Сборник детских журналов. Может быть полезен школьникам для выполнения различных проектов. Детям помладше придутся по вкусу игры, распечатанные родителями. | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://www.muz-urok.ru/ | Портал в первую очередь предназначен для детей школьного возраста, которые хотят узнать что-то о музыке. Тем не менее содержит и развлекательный контент. Например, тут можно скачать видео- и аудиоспектакли. | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://zateevo.ru/ | Портал для школьников и родителей детей любого возраста. Учащиеся найдут здесь массу справочной информации, интересные статьи и факты, а для родителей здесь имеется масса тренингов и разделов, рассказывающих и в какой кружок отдать младшеклассника, и даже как правильно купать грудничка. | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://www.kinder.ru/ | Каталог детских ресурсов, использование которого потребует от пользователя умения читать. | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://math-prosto.ru/ | Сайт, доступно и интересно рассказывающий о хитросплетениях школьного курса математики | 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://umniki.ru/ | Сайт телепередачи «Умники и Умницы». Как и сама передача, в первую очередь рассчитан на одаренных старшеклассников, готовых расширять свою базу знаний и состязаться с такими же вундеркиндами за шанс обучаться в одном из престижнейших вузов России. | 12–16 | Нет |
Для детей всех возрастов | |||
http://anima.at.ua/ | Ресурс, посвященный истории мультипликации и рассказам о создании мультфильмов. Для самых маленьких есть раздел «Музыка из мультфильмов». | 0–5, 6–11, 12–16 |
Да |
http://mult-online.ru/ | Ресурс, на котором можно смотреть мультфильмы. Все мультфильмы разделены на разные категории. | 0–5, 6–11, 12–16 |
Да |
http://www.ivi.ru/animation/detskie | Раздел крупного медиапортала, посвященный мультфильмам. | 0–5, 6–11, 12–16 |
Да |
http://minicinema.ru/ | Детские мультфильмы и фильмы для онлайн-просмотра. | 0–5, 6–11, 12–16 |
Да |
http://concurso.cnice.mec.es/cnice2005/ 132_English_for_Little_children/ presentacion/presentacion.html |
Обучающий английскому мультфильм для детей | 0–5, 6–11, 12–16 |
Нет |
http://www.lego.com/ru-ru/games | Официальный сайт Lego, содержит не только рекламу своих новинок, но и видеоигры для детей разного возраста | 0–5, 6–11, 12–16 |
Нет |
http://coolmult.ru/ | Коллекция мультфильмов для детей разного возраста. | 0–5, 6–11, 12–16 |
Да |
Для всех. Полезные и интересные сайты, на которых найдется что-то для детей любого возраста и их родителей или для совместного времяпрепровождения всей семьи. | |||
http://xn--80adcefpbn1a9bkb.xn--p1ai/ | Коллекция детских книг для самостоятельного изучения или для чтения с мамой и папой. Подборка нестандартная, много редких сказок. | 0–5, 6–11, 12–16, Родители |
|
http://talebook.ru/ | Сборник редких европейских народных сказок. Самым маленьким их могут прочитать родители, ребята постарше могут ознакомиться с произведениями сами. | 0–5, 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://peskarlib.ru/ | Большая библиотека произведений, которые будут интересны как самым маленьким для чтения с родителями, так и более взрослым ребятам. | 0–5, 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://detskieradosti.ru/ | Портал, на котором есть, кажется, все: игры, музыка, мультфильмы, статьи, методические материалы для родителей и различные тесты. | 0–5, 6–11, 12–16, Родители |
Да |
http://web-landia.ru/ | Каталог детских ресурсов. Может использоваться как отправная точка для путешествия по Сети даже самыми маленькими исследователями. | 0–5, 6–11, 12–16, Родители |
Нет |
http://www.vezuha.tv/ | Комиксы и мультфильмы про одну веселую семью, созданные студией «МетрономФильм» при поддержке Министерства культуры России. |
0–5, 6–11, 12–16, Родители |
Нет |
Для родителей | |||
http://ot2do6.ru/ | Сайт в первую очередь для родителей детей дошкольного возраста. Здесь можно распечатать развивающие задания для детей, почерпнуть идеи для совместного творчества. | Родители детей возраста 0–5 | Да |
http://www.raskraski.ws/ | Сайт, на котором родители могут найти и распечатать для своих малышей раскраски. Удобная навигация позволит более старшим детям сделать это самостоятельно. | Родители детей возраста 0–5 | Да |
http://kinderpaint.ru/ | Большая база разнообразнейших раскрасок. | Родители детей возраста 0–5 | Нет |
http://chudo-udo.com/ | Портал, посвященный играм и упражнениям для развития ребенка. В первую очередь предназначен для родителей, которые смогут получить здесь полезную информацию. | Родители детей возраста 0–5, 6–11 |
Да |
http://games-for-kids.ru/ | Ресурс содержит массу упражнений, заданий и методик для раннего развития и знакомства с ИТ. | Родители детей возраста 0–5, 6–11 |
Да |
https://bosichkom.com/ | Сайт для родителей самых маленьких и для детей младшего школьного возраста. Представляет собой каталог разных офлайн-игр для детей, некоторые из которых предполагают использование пластилина. | Родители детей возраста 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.logozavr.ru/ | Сайт изобилует полезными материалами по дошкольному и младшему школьному развитию детей. Кроме взрослых статей тут есть и развлечения для детей разного возраста. | Родители детей возраста 0–5, 6–11 |
Да |
http://pochemu4ka.ru/ | Портал для родителей, желающих заниматься со своими детьми разными развивающими играми. Здесь можно найти массу справочной информации и заданий. | Родители детей возраста 0–5, 6–11 |
Да |
http://www.detskiy-sait.ru/ | Сайт скорее для родителей, желающих заниматься со своими детьми различными развивающими упражнениями. Впрочем, дети, начиная с младшего школьного возраста, тоже могут найти здесь что-то для самостоятельного изучения. | Родители детей возраста 0–5, 6–11 | Да |